- Кирилл
- препод. Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря, литературный деятель XIV и начала XV вв.
Сын именитых, но обедневших бояр, К. поступил на службу к своему родственнику Вельяминову, который дал ему возможность следовать своему влечению к иноческой жизни и посещать монастыри московские, где он знакомился с известными деятелями церкви, как преп. Стефан Махрищский и препод. Сергий Радонежский. Уже в преклонных летах, К. оставил мир, удалился в Симонов монастырь, где служил сперва послушником, исполняя самые тяжелые работы, а затем был возведен в сан иеромонаха, а по смерти игумена Симонова монастыря К. занял его место, но оставался игуменом недолго: эта работа отвлекала его от тихой созерцательной жизни инока и лишала его возможности заниматься литературным трудом, который давно привлек к себе К., любившего книжную мудрость и написавшего много ценных рукописей. Скоро, однако, К. было видение, которое повелело ему пойти на Белоозеро и основать там монастырь. К. удалился из Симонова мон. на Белоозеро и вблизи Свирского озера устроил себе пещеру. Его жизнь, полная подвижничества, его мудрость и образованность привлекли к нему многих, искавших праведной тихой жизни, и К. пещера разрослась в большую обитель, а затем и в монастырь. К. сам выработал устав общежития, сходный с Симоновым, но отличавшийся еще большей строгостью, и сделался игуменом этого монастыря, названного Кирилло-Белозерским. Монастырь этот сделался центром просвещения, ревнителем православия и образцом общежития, что доставило К., его основателю, глубокое уважение и любовь мон. братии и мирян. Сам любивший книги и науки, К. приохотил к своему делу многих монахов, которые принялись ревностно переписывать ценные рукописи, положившие основание знаменитой Кирилло-Белозерской библиотеки, а также учить грамоте детей. Из трудов К. известны: 7 рукописей Евангелия, рукописи Апостола, Псалтири, 3 книги правил, Лествица, четыре канонника, выписка из физики Галена о происхождении грома и молнии, о падающих звездах, об устройстве земли, о землетрясениях, о четырех стихиях и о морях, затем известны его послания к некоторым князьям, как, напр., "послание к великому князю московскому Василию Дмитриевичу", обнаруживающее простой безыскусственный яз., но полное теплоты и искренности, имевшее целью примирение великого князя с князьями суздальскими, его родственниками. Умер К., прослужив в монастыре 30 лет, в 1427 г. и похоронен в Успенской церкви; пам. его 9 июня.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.